IPT Group
26.01.2016

2016 год может стать для российского арт-рынка временем грандиозных перемен


Виктор Шмелев
В феврале Государственная дума РФ может рассмотреть в первом чтении проект Федерального закона «Об обороте культурных ценностей на территории РФ»
Нужна консультация по теме?
Как сообщают разработчики законопроекта в лице Александра Швейделя – заместителя руководителя рабочей группы по разработке федерального закона, президента Евразийской Палаты национальных культурных ценностей: «по сути, новый законопроект призван упорядочить российский арт-рынок: с одной стороны, речь идет о паспортизации произведений искусства, с другой - об определенном регламенте как самой экспертизы, так и действий экспертов, что позволит освободить рынок от фальшивок».

Законопроект, разработанный комитетом по вопросам собственности Госдумы, распространяется на частные собрания и коллекции, документ определяет, в числе прочего, регистрацию владельцем произведения в «Реестре предметов культурных ценностей» и получение паспорта на предмет искусства. Данная процедура носит сугубо добровольный характер, однако, по словам Швейделя, паспорт потребуется при сделках купли-продажи и при наследовании, для выдачи предмета на выставки и упрощения процедуры ввоза и вывоза – сотрудники таможни смогут отсканировать паспорт, быстро найти вещь в реестре и поставить соответствующие отметки. Особое внимание уделяется проведению искусствоведческой и технико-технологической экспертизы, а так же экспертизе рыночной стоимости культурных ценностей: процедура будет проходить согласно Национальному стандарту «Комплексная экспертиза культурных ценностей. Требования», который разработан техническим комитетом Росстандарта специально для этого законопроекта и вступит в силу уже в первой половине 2016 года (см. подробнее: http://tass.ru/kultura/2583308).

Насколько мы можем судить по критическим комментариям в сети Интернет, данная новость в целом насторожила арт-рынок, многие частные коллекционеры опасаются за сохранность своих коллекций, так как законопроект предполагает обязательную процедуру паспортизации произведений искусства для совершения сделок с ними, что предполагает придание произведениям из частных коллекций публичного статуса.

Несомненно, что такие опасения не напрасны, поскольку от идеи до реализации лежит длинный путь и многое будет зависеть от того, как конкретно в законе будут прописаны соответствующие процедуры.

Между тем, сама идея паспортизации не является чем-то новым и специфическим с точки зрения мировой практики. В частности, в итальянском Кодексе о культурных ценностях и пейзаже от 22.01.2004 г. предусматривается, что все предметы, содержащие в себе художественный, исторический, археологический или этноантропологический интерес, должны пройти процедуру верификации посредством подачи специальной декларации (ст. 10, 12 Кодекса).

Как отмечает профессор Паоло Габарино, «такая декларация, которую в доктрине и на практике также именуют «нотификацией», состоит в установлении наличия интереса, требуемого п. 3 ст. 10 Кодекса, который варьируется в отношении вещей, принадлежащих частным лицам, от «особо значимого интереса» для движимых и недвижимых вещей, взятых вообще, до «особо значимого исторического интереса» (для архивов или отдельных документов) или до «исключительного культурного интереса» (для книжных коллекций). Рассматриваемое установление наличия интереса (несомненно, зависящее и от дискреционных критериев) возлагается на «компетентные органы Министерства» ex officio или по требованию, заявленному субъектами, которым данные вещи принадлежат… После того, как процедура установления завершена с положительным результатом, соответствующая вещь становится, как обычно говорят на практике, «нотифицированной», тем самым подпадающей под все меры охраны, предусмотренные Кодексом, включая норму, предоставляющую государству преимущественное право на случай отчуждения такой вещи» .

Что касается российского права, то в настоящее время в нем отсутствует четкие критерии и процедура, позволяющие признавать конкретное произведение искусства «культурной ценностью» , поэтому если процедура паспортизации будет имплементирована в российское право, то это придаст ему большую определенность в данном вопросе, а также будет способствовать большей прозрачности арт-рынка в целом. Пока же этого не произошло, участникам рынка требуется проявлять особую бдительность при работе с такими «тонкими» объектами права как культурные ценности.

Нужна консультация по теме?