IPT Group
10.10.2016

Будем знакомы. Раскрываем информацию о своих бенефициарных владельцах


Порохова Елена
Для организаций вводится обязанность раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах
Нужна консультация по теме?
23.06.2016 опубликован Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее закон № 215-ФЗ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которых для организаций вводится обязанность раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах.

Принятие данного закона является очередным шагом Правительства РФ в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики.

Закон 215-ФЗ вступает в силу с 21 декабря 2016, следовательно, с этой даты у всех организаций возникает обязанность по наличию и раскрытию информации о бенефициарных владельцах Согласно нововведениям, юридические лица обязаны будут располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений:

• фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

• гражданство;

• дата рождения;

• реквизиты документа, удостоверяющего личность;

• данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

• адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

• идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

Такая информация должна быть документально зафиксирована. Кроме того, ее необходимо обновлять не реже раза в год и хранить не менее 5 лет со дня ее получения.

Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия .

Во исполнении обязанности о раскрытии информации о бенефициарных владельцах, юридические лица будут вправе запрашивать у своих учредителей и участников (как физических, так и юридических лицах), информацию, необходимую для установления бенефициаров., Учредители и участники юридического лица в свою очередь обязаны представлять имеющуюся у них информацию. Кроме того законом определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

По запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации организации обязали представлять имеющуюся у них документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению требуемых сведений. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению сведений в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, должно определить Правительство Российской Федерации.

Российский бизнес уже не в первый раз сталкивается с темой раскрытия бенефициарного владельца. Государство на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Первой такой попыткой стало Поручение Председателя Правительства РФ от 28.12.2011 № ВП-П13-9308. В начале 2012 года многие предприятия (преимущественно компании с государственным участием) стали направлять своим контрагентам запросы о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров, в т. ч. конечных.

Такие требования для государственных организаций и организаций с государственным участием содержало выше указанное Поручение:

1) «обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров»; 2) при заключении новых договоров обеспечивать получение от контрагентов указанной информации;

3) разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми контрагентами, которые не представили информацию;

4) регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава — также сообщать об этом. Не будем сейчас говорить о юридической грамотности данного Поручения и правовой основе, т.к. представление такой информации не предусмотрено было ни одним из действующих на тот момент законом. Мы хотим лишь обратить ваше внимание, что государство уже на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Следующим шагом стало принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013 №134-ФЗ, в соответствии с которыми банки стали обязаны самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиентов – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. И это первый серьезный шаг государства на пути решения вопроса бенефициарного собственника. Инструментом решения стал механизм, основанный на банковской структуре, ведь ни одна организация не сможет вести свою деятельность без расчетного счета в банке, а банки, в свою очередь, будут предъявлять требования к организациям в соответствии с требованиями законодательства, и, соответственно отвечать за их выполнение перед ЦБ РФ (вплоть до отзыва лицензии).

Затем с 2015 года вводится новая обязанность налогоплательщиков – резидентов РФ. Теперь они обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов, и об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой. Очередным шагом стало внесение изменений в п. 1 ст. 312 НК РФ , касающихся порядка применения российскими организациями, выплачивающими доходы иностранным организациям, международного договора (соглашения об избежании двойного налогообложения). С 01.01.2017 российская организация – налоговый агент для применения положений международных договоров Российской Федерации, должна получить от иностранной организации, в адрес которой выплачивается доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. И вот наконец, законодатель вменяет в обязанность всех российских организаций иметь и раскрывать информацию о бенефициарном собственнике.

Анализ совокупности внесенных изменений в законодательство за последние несколько лет свидетельствует о планомерной политике государства по реализации программы деофшоризации российского бизнеса, приостановления оттока капитала из России и возврата капитала в Россию.

Чем обернется для российских юридических лиц новая обязанность?

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах, либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Если юридическое лицо не располагает необходимой информацией о своих бенефициарных владельцах, то оно должно представить подтверждение, что предприняло «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев» необходимых сведений. В этом случае организация будет освобождена от штрафов. Однако формулировка закона слишком «размыта» и что будет признано обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах мерами по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предположить трудно.

Закон говорит о том, что организация может запросить требуемую информацию о бенефициарных владельцах у своих учредителей или участников, а те в свою очередь обязаны предоставить юридическому лицу запрашиваемую информацию. Но эта норма работает, если ваш учредитель (участник) – российская организация. А как реализовать данную норму закона, если учредителем (участником) является иностранная организация?

Если она оставила направленный вами запрос без ответа? Признает ли налоговый орган, что организация предприняла меры по установлению необходимой информации о своих бенефициарных владельцах? Думаем, что на данный вопрос сейчас никто не ответит. Мы можем предположить, что вероятнее всего, опять реализацию нового закона будет формировать судебная практика.

Закон требует документального подтверждения полученной информации, но что понимать под документальным подтверждением – не раскрывает. Достаточно ли будет получить письмо – ответ за запрос, в котором будет отражена вся необходимая информация о бенефициаре в соответствии с законом, или необходимо получить заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ? А в каком виде должна быть представлена документально подтвержденная информация от иностранных организаций? Это еще один вопрос, который на наш взгляд, не раскрыт в данном законе.

Форма, порядок и сроки представления организациями, имеющейся у них в распоряжении документально подтвержденной информации, по запросу налоговых органов или иных контролирующих органов, имеющих право на получение такой информации, должна быль разработана Правительством РФ.

Согласно закона, информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» в бухгалтерской отчетности организации должна быть раскрыта информация по связанным сторонам, а если, организация проводила операции со связанными сторонами (в т.ч. включая бенефициарных владельцев), то раскрыть информацию по каждой такой операции. Данная информация раскрывается в пояснительной записке отдельным разделом. Однако это Положение могут не применять организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, а это организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства .

Важно, что Закон № 215-ФЗ, обязывающий юридические лица раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах, не ограничивает своего применения в отношении субъектов малого предпринимательства, т.е. такие организации, обязаны располагать и предоставлять по запросу уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах, даже если они не раскрывают ее в своей отчетности.

Какие последствия могут возникнуть у организации в случае раскрытия информации о бенефициарном владельце.

По нашему мнению, все законодательные нововведения, касающиеся программы деофшоризации экономики России, на текущий момент направлены на сбор, аккумулирование информации и ее дальнейший анализ:

 Налоговые органы с 2015 получают информацию от резидентов РФ об участии в контролируемых иностранных компаниях. А с 2017 года они должны будут задекларировать прибыль КИК (по итогу 2016 года) и заплатить с нее налог на прибыль.

 С 2017 года российские организации – налоговые агенты, при выплате доходов иностранным организациям, для целей применения положений международного договора, должны располагать информацией о том, является ли иностранная организация фактическим получателем дохода. С отчетности за полугодие 2016 года обязательна к применению новая форма Налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, в которой уже предоставляется информация о фактическом получателе дохода.  В 2016 году физические лица – резиденты РФ, имеющие счета в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, обязаны были предоставить в налоговый орган отчет о движении денежных средств по таким счетам.

 В рамках закона амнистии капиталов получена информация об активах за рубежом.

 И, наконец, получение сведений о бенефициарных владельцах всех юридических лиц.

Задумайтесь только, какой объем сведений становится доступен налоговым органам.

А если принять во внимание, что с 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран, что позволит налоговым органам получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в том числе и из офшоров, то бумеранг данного нововведения закона 215-ФЗ следует ожидать после 2018 года.

В заключении, хочется отметить, что еще есть немного времени, чтобы получить необходимую информацию или предпринять все необходимые меры по ее получению, чтобы избежать возможных штрафов, а возможно и задуматься - отвечает ли ваша структура бизнеса новым тенденциям.

Нужна консультация по теме?