IPT Group
19.11.2014

Деофшоризация: новые правила игры


Д. Квитко
18 ноября Госдума одобрила в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ (Закон о деофшоризации российской экономики). Законопроект вносит кардинальные изменения в Налоговый кодекс. Общая идея изменений – иностранные компании, которые контролируются налоговыми резидентами РФ (физическими лицами или компаниями), должны платить налоги в РФ с прибыли, получаемой такими компаниями.
Нужна консультация по теме?
Концепция контролируемых иностранных компаний (КИК или на английском языке CFC (Controlled Foreign Company)) существует не только в России. Специальные правила налогообложения КИК есть почти во всех развитых странах, в том числе в США, Великобритании, Франции. При этом эксперты из стран, в которых уже действуют правила КИК, отмечают, что реализация концепции контролируемых иностранных компаний далеко не всегда оправдывает себя: затраты государства на администрирование КИК сопоставимы или даже превышают доходы, собираемые с таких компаний. Насколько эффективно смогут собирать налоги КИК российские налоговые органы также пока не ясно. Тем не менее, российским компаниям и физлицам, которые владеют иностранными юрлицами, надо адаптироваться к новым правилам уже сейчас.

Российские компании и граждане, которые владеют или контролируют иностранные компании (а также фонды, трасты и другие структуры без образования юридического лица) могут поступить одним из трех способов:

Вариант 1. Раскрыть существующую структуру группы путем подачи отчетности по иностранным компаниям, доля участия в которых превышает 10% (до 1 апреля 2015 года) и уведомлений о КИК (до 20 марта 2016 года). Далее отчетность об изменении доли владения или о прекращении владения должна подаваться регулярно (в течение 30 дней с момента изменения). Если прибыль КИК не подпадает под освобождение, то с суммы прибыли (рассчитанной определенным образом) надо будет посчитать и заплатить налог в РФ (на соответствующую суму должна увеличиваться налоговая база по налогу на прибыль организаций или налога на доходы физлиц).

Вариант 2. Изменить имеющуюся структуру группы с учетом предполагаемых транзакций и ожидаемых доходов, статуса налогового резидентства и т.д. Этот вариант, скорее всего, потребует привлечение консультантов, так как предполагает глубокие знания не только российского, но и иностранного законодательства.

Вариант 3. Отложить принятие решения до того момента, когда появится разъяснение по технике применения законопроекта. Этот вариант с большой долей вероятности приведет к определенным негативным последствиям для компании или физлица (например, штраф за неподачу уведомления об участии в иностранной организации составляет 50 тыс. руб. за каждую компанию). Поэтому необходимо сразу оценить риски, связанные с принятием такого варианта дальнейших действий.

Правильный выбор дальнейших шагов определяется целью, которая преследовалась при учреждении иностранной компании. Как правило, иностранные компании и структуры без образования юридического лица (фонды, трасты и т.д.) используются для достижения одной или нескольких из следующих целей:
  • защита бизнеса от рейдерских захватов (в том числе и путем защиты информации о бенефициарах);
  • защита собственников бизнеса от возбуждения против них уголовных дел с целью отнятия бизнеса;
  • структурирование международного холдинга, ведущего операционную деятельность в различных юрисдикциях (не только в РФ);
  • защита прав партнеров по бизнесу (имплементация норм английского права, которые обычно предусматриваются межакционерными соглашениями, возможна, как правило, только с использованием иностранных компаний);
  • структурирование сделок купли-продажи активов по правилам законодательства иностранных юрисдикций (по английскому праву);
  • оптимизация налоговых платежей (оптимизация налогов может происходить не только в РФ, но и в иностранных юрисдикциях и при этом на законных основаниях);
  • выполнение требований иностранного законодательства, предъявляемых для владения активами в этой стране (например, в некоторых странах лица, не являющиеся гражданами, не могут напрямую владеть недвижимостью);
  • создание персональных холдинговых механизмов для урегулирования наследственных вопросов, которые не могут быть решены в рамках российского права.
Достижение любой из этих целей требует участия специалистов из различных областей знаний (налоговых и корпоративных юристов, финансистов и т.д.). Таким образом, эффективное применение норм антиофшорного законодательства возможно только при комплексном подходе, который предлагают специалисты IPT Group.

Нужна консультация по теме?