IPT Group
08.06.2015

Культурная ценность как объект права (I)


Эксперты: Виктор Шмелев, Сергей Карпов
Что такое культурная ценность с точки зрения права? Любая ли картина, рисунок будут являться культурной ценностью?
На эти и другие вопросы отвечают эксперты IPT Group
Нужна консультация по теме?
Хозяйственный оборот культурных ценностей регулируется на межгосударственном и национальном уровне. В первом случае речь идет о конвенциях, посвященных правовому регулированию оборота культурных ценностей, в которых участвует Российская Федерация. Национальный уровень представлен российским гражданским законодательством и законодательством о культуре. К произведениям искусства, которые признаются культурными ценностями в соответствии с законодательством РФ, предъявляются особые требования, именно поэтому данное понятие и нуждается в четком определении.

Поговорим более подробно о межгосударственном уровне правового регулирования.

Как указывают специалисты, в настоящее время имеется более 60 международно-правовых актов в отношении объектов культурного наследия, в которых, однако, отсутствует общее определение таких объектов.

Профессор Богуславский М. М. отмечает, что «впервые определение понятия «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Включение такого определения в текст Конвенции рассматривается как одно из ее достоинств. Благодаря данной Конвенции это понятие было введено в международную терминологию» .

В силу пп. «а» абз. 1 ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (14 мая 1954 г.) культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа , такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше. В пп. «b» и «c» данной статьи идет речь о зданиях и центрах сосредоточения культурных ценностей.

Из определения видно, что основными признаками культурных ценностей являются предметы, имеющие (i) большое значение для культурного наследия каждого народа, а также (ii) представляющие исторический или художественный интерес, или (iii) имеющие художественное, историческое или археологическое значение. Все приведенные признаки являются оценочными.

Немного иной критерий для признания культурной ценности таковой содержит Конвенция ЮНЕСКО 1972 г. «Об охране всемирного культурного и природного наследия», согласно абз. 1,2 статьи 1 которой под «культурным наследием» понимаются: памятники, произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки.

Таким образом, в данной конвенции основным признаком культурной ценности является ее «выдающаяся универсальная ценность», однако что понимается под этим критерием, в конвенции не уточняется.

Как отмечает профессор М. М. Богуславский, «в какой-то степени толкованию критерия «выдающаяся универсальная ценность» может способствовать содержащееся в преамбуле Конвенции указание на то, что речь идет о сохранении «уникальных и незаменимых ценностей» независимо от того, какому народу они принадлежат». Вопрос отнесения ценностей к этим категориям входит в компетенцию государств-участников. Согласно ст. 3 «каждому государству-стороне настоящей Конвенции надлежит определить и разграничить различные ценности, расположенные на его территории».

Более утилитарно данный вопрос решен в Конвенции ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» от 14 ноября 1970 г., ратифицированной Российской Федерацией 24.04.1988 года (далее – «Конвенция ЮНЕСКО 1970»).

Так, в ст. 1 указанной конвенции отмечено, что для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям. Далее в указанной статье содержится перечень категорий культурных ценностей, которые могут попадать под требования данной конвенции, сюда относятся, в том числе:
a) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;
b) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;
c) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;
d) составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;
e) старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;
f) этнологические материалы;
g) художественные ценности, такие как:
   i) полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);
   ii) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;
   iii) оригинальные гравюры, эстампы и литографии и так далее.

Примечательно, что в данном случае в конвенции приведен перечень категорий культурных ценностей, подпадающих под ее действие, а также присутствует и четкий временной критерий при упоминании старинных предметов более чем 100-летней давности, однако данный перечень используется только в целях применения конвенции.

Как отмечает В. Нешатаева, «…несмотря на то, что общего правового понятия культурных ценностей в настоящее время не существует, анализ нормативных актов поз-воляет выделить несколько основополагающих признаков, по которым предмет, явля-ющийся объектом международно-правового регулирования, может быть отнесен к катего-рии «культурные ценности»:
1) универсальность, т. е. предмет представляет общемировой интерес (имеет ценность для всех народов);
2) незаменимость: невозможно создать абсолютно идентичный образец;
3) уникальность, рассматриваемую как эстетический посыл, который несет в себе предмет;
4) временной критерий: к культурным ценностям относятся те предметы материаль-ного мира, которые созданы в большинстве своем более чем 100 (50) лет тому назад;
5) стоимость в эквивалентном выражении: культурные ценности подлежат имущес-твенной оценке и могут быть отнесены к предметам материального мира (вещам)».

Можно видеть, что из приведенных признаков три: универсальность, незаменимость, уникальность — имеют оценочный характер, и два других: возраст и стоимость — более конкретны.

Таким образом, на межгосударственном уровне культурными ценностями признаются выдающиеся уникальные произведения, имеющие универсальную ценность и значение для науки, литературы, искусства, истории, археологии и так далее. Единое определение данных объектов отсутствует и каждое государство, самостоятельно определяет перечень и категории таких произведений, подлежащих причислению к культурным ценностям. Это означает, что на практике вопрос отнесения того или иного предмета к категории культурной ценности должен решаться индивидуально.

Далее перейдем на уровень национального правового регулирования. В данном случае основными правовыми актами, составляющими законодательство о культуре и устанавливающими особенности оборота культурных ценностей, являются Основы законодательства Российской Федерации «О культуре» (утв. 09.10.1992 №3612-1 в ред. 01.01.2015 г., далее – «Основы законодательства «О культуре»), Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 23.07.2013 г., далее – Закон «О вывозе и ввозе»), а также ряд иных, более специальных актов.

В силу статьи 3 Основ законодательства «О культуре», культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

В Законе «О вывозе и ввозе» используется юридическая техника, аналогичная Конвенции ЮНЕСКО 1970: в ст. 6 данного закона дается общее определение культурных ценностей, а в ст. 7 приводится их перечень, куда включаются, в том числе, исторические ценности, археологические предметы, художественные ценности, а именно:
- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
- оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы и так далее.

Приведенные определения национального законодательства также не содержат указание на такие четкие, явно выраженные признаки, как возраст и цена (в очередной раз есть только указание на «важное значение», «историко-культурную значимость» предметов).

Между тем, возраст предмета все равно должен иметь значение, потому что только по прошествии длительного периода времени можно сделать вывод о том, что произведение имеет какую-либо ценность и значение для истории или культуры. Тем не менее, каких-либо четких рамок (50, 100 лет) законом не задано, хотя им и предусмотрен запрет на вывоз произведений старше 100 лет (с некоторыми исключениями).

Отсюда следует важный практический вывод: вопрос, является или нет конкретная картина, рисунок, икона культурной ценностью, должен решаться в каждом случае индивидуально и лежит за пределами правового поля — в сфере соответствующих специальных дисциплин: искусствоведения, археологии, науки, которые и определяют место и роль того или иного предмета в культуре и истории человечества.

В этой связи искусствоведческая экспертиза занимает краеугольное значение при решении любых практических вопросов, касающихся правового оборота культурных ценностей. И именно поэтому инвесторы и практикующие юристы должны обращать пристальное внимание на наличие и качество экспертных заключений в отношении предмета сделки.

В целом же, понятия культурных ценностей стремятся к гармонизации и на межгосударственном, и на национальном уровне.


Нужна консультация по теме?