IPT Group
06.10.2015

Налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний в РФ


Юлия Пономаренко
С 2015 года в России введены так называемые правила контролируемых иностранных компаний (controlled foreign companies), уже применяющиеся в ряде других государств.
Нужна консультация по теме?
С 2015 года в России введены так называемые правила контролируемых иностранных компаний (controlled foreign companies), уже применяющиеся в ряде других государств (например, в Великобритании, Италии, Австралии, США, Германии, Швеции, Франции, Испании и других странах).

Российские правила направлены на выявление прибыли иностранных компаний и структур, принадлежащих российским организациям и физическим лицам, и ее обложение налогом у российских владельцев.

Таким образом, с 2015 года российские организации и физические лица обязаны:

- раскрывать в налоговых органах свои иностранные компании и структуры;
- уплачивать налоги с прибыли контролируемых ими иностранных компаний и структур (прибыль подлежит включению в налоговую базу российских лиц начиная с 2016 года в зависимости от завершения финансового периода иностранной компании).

Правила действуют как в отношении иностранных юридических лиц (корпоративных образований), так и в отношении иностранных структур без образования юридического лица (включая трасты, фонды, формы доверительного управления).

Прибыль указанных субъектов облагается налогами у их контролирующих лиц, которыми могут быть:

- организация – налоговый резидент РФ (российская организация или иностранная организация с местом управления в РФ)
- физическое лицо - налоговый резидент РФ (лицо, пребывающее в РФ не менее 183 дней в году).

Лицо может быть признано контролирующим лицом иностранной организации если:

- доля его участия (прямого или косвенного) в иностранной организации составляет более 25 % (в 2015 году - более 50%);
- или доля его участия (прямого или косвенного) в иностранной организации составляет более 10% (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), при этом совокупная доля участия российских налоговых резидентов в такой компании составляет более 50% (данное правило применяется с 2016 года);
- или лицо оказывает или может оказать в своих интересах определяющее влияние на решения, принимаемые иностранной организацией в отношении распределения полученной ею прибыли (дохода), в том числе в силу участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений с этой организацией / иными лицами.

В этом случае иностранная компания признается для соответствующего лица контролируемой иностранной компанией (КИК).

Лицо может быть признано контролирующим лицом иностранной структуры если:

- лицо является ее учредителем и сохраняет право на имущество структуры и/или на прибыль структуры и/или право распоряжаться прибылью структуры (либо сохраняет за собой право получить любое из указанных прав) и / или контролирует* структуру;
- лицо, не являясь учредителем структуры, имеет фактическое право на ее доход и/или вправе распоряжаться ее имуществом и/или вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора) и контролирует* данную структуру.

* Контроль в отношении иностранной структуры имеет место тогда, когда лицо имеет возможность влиять на решения относительно распределения прибыли структуры или влияет на такие решения.

В этом случае иностранная структура признается для соответствующего лица контролируемой иностранной компанией (КИК).

В ряде случаев прибыль КИК освобождается от налогообложения, в том числе в зависимости от размера эффективной налоговой ставки КИК, доли пассивных доходов и других условий.

Сумма прибыли КИК определяется следующим образом:

1) для компаний, инкорпорированных в юрисдикции, заключившей с РФ налоговое соглашение, в случае обязательности аудита ее финансовой отчетности по личному закону, прибыль определяется по данным ее финансовой отчетности.
2) для всех остальных КИК прибыль должна рассчитываться по общим правилам определения налоговой базы, установленным Налоговым кодексом РФ для российских организаций. Применение указанных норм в отношении расчета прибыли КИК на практике вызывает много вопросов, например, порядок учета курсовых разниц, пересчета расходов и доходов в рубли, документальное подтверждение формирования стоимости активов (включая основные средства), возможность применения правил трансфертного ценообразования в случае если всеми сторонами сделки являются только иностранные лица (не являющиеся российскими налогоплательщиками).

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы в случае если прибыль превышает 10 млн. руб. (в 2015 году – 50 млн. руб., в 2016 – 30 млн. руб.).

В налоговую базу контролирующего лица прибыль КИК подлежит включению в доле участия такого лица в КИК. Прибыль КИК уменьшается на распределенные дивиденды / прибыль (т.е. фактически налогообложению у контролирующих лиц подлежит только нераспределенная на дивиденды прибыль).

Физические лица уплачивают налог с прибыли КИК по ставке 13%, юридические лица – по ставке 20%.

Несмотря на то, что правила КИК были введены в России только в текущем году, законодателем уже в июне были внесены изменения в данные нормы. Кроме того, Минфином РФ подготовлен законопроект в целях дальнейшего совершенствования российских правил КИК. Данный проект был опубликован для общественного обсуждения, срок которого истек 15 августа. Однако на дату подготовки данного материала нам неизвестно о внесении законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу.

Указанным законопроектом в частности предусматривается возможность определения прибыли КИК по данным ее финансовой отчетности в случае, если в отношении данной финансовой отчетности проведен добровольный аудит (а не обязательный, как это предусмотрено действующими нормами). Это изменение даст возможность не применять крайне трудоемкие правила расчета прибыли, установленные для российских организаций, а определять прибыль по данным финансовой отчетности (с некоторыми корректировками) не только в отношении КИК, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, но и в отношении КИК, аудит финансовой отчетности которых был проведен на добровольной основе.

Нужна консультация по теме?