IPT Group
03.09.2015

Налоговые схемы по снижению налоговой нагрузки по налогу на имущество с 2015 года закрыты


Галина Румянцева
Федеральным  законом  366-ФЗ от 24.11.2014 внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации, которые меняют подход  к формированию налоговой базы по движимому имуществу для целей исчисления налога на имущество.
Нужна консультация по теме?
В ст. 374 НК РФ изменен пп.8, с 2015 года не являются объектом налогообложения основные средства, включенные в 1-ю и 2-ю амортизационные группы в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

По движимому имуществу, отнесенному к 3-й и выше амортизационным группам, предоставляется льгота по налогу на имущество и налог с него не уплачивается (ст. 381 п.25), за исключением имущества, принятого на учет после 01.01.2013 в результате:

- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми.

Обращаем внимание, что это не только покупка, но и любое иное обретение имущества. Нововведение связано с тем, что многие организации после предыдущих поправок, когда все движимое имущество, приобретенное после 01.01.2013, не подлежало включению в налоговую базу, стали оптимизировать уплату налога, просто перепродавая его своим «родственным» организациям или реализуя механизм возвратной аренды. Теперь схемы снижения налоговой нагрузки связанные с арендой и куплей-продажей/передачей движимых объектов между взаимозависимыми лицами закрыты.

Данное новшество означает, что:

- все имущество выше 2-й амортизационной группы, приобретенное после 01.01.2013, будет отражено в декларации в качестве льготируемого и ИФНС может осуществить проверку по данному имуществу - от кого оно получено. Такие проверки уже начались, причем путем массовой «безадресной»/обезличенной рассылки серии требований, что свидетельствует о том, что, скорее всего, уже есть внутренние разработки ИФНС по способам пополнения бюджета. В связи с этим нововведением Обществам необходимо тщательно проверять взаимозависимость с теми лицами, от кого поступило имущество, и взвешивать риски по неуплате налога по такому льготируемому имуществу. Т.к. если оно приобретено от взаимозависимого лица или в результате реорганизации, ликвидации, с 01.01.2015 такое имущество должно включаться в налоговую базу по налогу на имущество и с его остаточной стоимости следует исчислять налог в общеустановленном порядке.

Понятие взаимозависимости определено п.1 ст. 105.1 НК РФ следующим образом:
«Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее - взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей».

Перечень взаимозависимых лиц перечислен в п.2 ст.105.1 НК РФ. Согласно данного пункта к ним относятся, к примеру:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
и т.д.

Следует иметь ввиду, что несмотря на то, что для определения взаимозависимости для целей применения льготы по налогу на имущество НК РФ ссылается только на п.2 ст. 105.1 НК РФ, не исключено, что сотрудники ИФНС, проводя камеральные проверки деклараций по налогу на имущество, попытаются применить п.7 ст. 105.1: по решению суда признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1, в случае если отношения между этими лицами будут обладать признаками, указанными в п.1 ст.105.1.

Т.е. в связи с тем, что Налоговый Кодекс не ограничивает признаки взаимозависимости, и если в силу особенностей отношений прослеживается влияние на условия и результаты сделок между лицами, а приобретенное имущество Общество решит показать в качестве льготируемого и не платить с него налог, не исключено, что свою позицию ему придется отстаивать в суде. Широкое толкование взаимозависимости в отношении льготы очень соблазнительно для ИФНС. Если основания взаимозависимости по п.2 ст. 105.1 НК РФ требует тщательного изучения информации об учредителях, составах совета директоров и родственных связях, то взаимозависимость по совокупности других оснований (одни и те же сотрудники, одни адреса регистрации, сделки с одними контрагентами) легко обнаруживается путем запросов (штатное расписание, список контрагентов). О разнообразии признаков, на основании которых лица могут быть признаны взаимозависимыми, свидетельствует и судебная практика (Письмо ФНС России от 01.12.2014 N СА-4-7/24782@ О направлении Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 N 09АП-22065/2014-АК и Постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2014 по делу N А40-28598/2013)

Такой подход открывает для контролирующих органов широкую перспективу доначисления налогов и штрафов. Во– первых, потому что получить информацию для широкого толкования взаимозависимости проще, во-вторых, нащупав такую зависимость, у ИФНС есть возможность сразу проанализировать цены сделок по приобретению имущества и, увидев серьезные отклонения соответствия цен рыночным ценам, получить основание для проведения проверки за полнотой уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в силу гл.14.5 НК РФ. Если у Общества признаки, указанные в п.2 ст.105 НК РФ отсутствуют, то Обществу имеет смысл выстраивать свою защиту примененной льготы по налогу на имущество на основании того, что п.25 ст. 381 НК РФ дает прямое указание только на перечень взаимозависимых лиц, отраженных в п.2 ст.105.1 и ни на какие другие. Расширенное толкование взаимозависимости, возможно, если бы имелось указание просто на понятие взаимозависимость или ссылка на всю ст. 105. 1 НК РФ.

Обществам, обладающим значительным по стоимости имуществом (выше второй амортизационной группы), приобретенным после 2013 года по основаниям, указанным в п. 25 ст. 381 НК РФ, рекомендуется провести самостоятельно анализ взаимозависимости лиц на предмет наличия в сделках признаков необоснованной налоговой выгоды, просчитать налоговые риски и суммы штрафов, пеней, чтобы принять оптимальное решение о возможности и целесообразности применения рассматриваемой льготы по налогу на имущество.

По вопросу льготирования по п.25 ст.381 судебная практика пока отсутствует, а Минфин России дал уже многочисленные разъяснения в Письмах от 07.04.2015 N 03-05-05-01/19338, N 03-05-05-01/19359, N 03-05-05-01/19349, N 03-05-05-01/19345, N 03-05-05-01/19342, N 03-05-05-01/19341, от 06.04.2015 N 03-05-05-01/19071, от 27.03.2015 N 03-05-04-01/17031, 18.03.2015 N 03-05-05-01/14636. Рекомендуем их изучить и взять на вооружение.

Нужна консультация по теме?