IPT Group
22.08.2016

Новеллы законодательства


Арсений Громов
С первого января 2017 года вступает в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Попробуем разобраться, какие изменения несет данный Федеральный закон, и к чему следует готовиться.
Нужна консультация по теме?
«Чтоб ты жил в эпоху перемен» (Конфуций)

С первого января 2017 года вступает в силу Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (именуемый в дальнейшем – «ФЗ № 218»). Попробуем разобраться, какие изменения несет данный Федеральный закон, и к чему следует готовиться.

Основанием для разработки и принятия ФЗ № 218 стало желание законодателя упростить процедуру регистрации недвижимости, сделать ее более понятной, свести всю информацию в единую информационную базу – Единый государственный реестр недвижимости, а также передать все функции по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости одному органу – Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (далее – «регистрирующий орган»).

Новеллой ФЗ № 218 является постановка недвижимого имущества на кадастровый учет с одновременной регистрацией права. Однако в отдельных случаях допускается как государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета, так и осуществление государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав. При этом, исходя из анализа ФЗ № 218, осуществление государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав будет осуществляться в исключительных случаях, прямо предусмотренных в законе.

Таким образом, данные положения, с одной стороны, упрощают процедуру регистрации, поскольку появляется возможность одновременно поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, а с другой стороны, устраняется правовая неопределенность, когда недвижимое имущество ставится на кадастровый учет, а право собственности на него по разным причинам не регистрируется.

ФЗ № 218 изменит сроки, в течение которых регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию прав и/или государственный кадастровый учет. Если сейчас регистрация права занимает 10 рабочих дней, то с 01.01.2017 г. регистрация права не должна превышать 7 рабочих дней; срок постановки на кадастровый учет сокращается с 10 рабочих дней до 5 рабочих дней, а на постановку на кадастровый учет с одновременной регистрацией права регистрирующему органу отводится 10 рабочих дней. Данные сроки справедливы при подаче документов в регистрирующий орган напрямую, а если документы подавались через МФЦ, то срок увеличивается на два рабочих дня на пересылку документов из МФЦ в регистрирующий орган и обратно.

Также увеличатся предельные сроки приостановки государственной регистрации по инициативе регистрирующего органа с одного до трех месяцев, а предельный срок, на который может быть приостановлена государственная регистрация по инициативе заявителя, увеличится с трех до шести месяцев.

С даты вступления в силу ФЗ №218 Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также Государственный кадастр недвижимости (ГКН) фактически перестанут существовать. Вместо них появляется Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а сведения, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, автоматически будут перенесены в ЕГРН. Таким образом, после 01.01.2017 г. заказать выписку из ЕГРП либо получить информацию из ГКН станет невозможно. Вместе с тем, на мой взгляд, данные документы должна заменить выписка из ЕГРН, которую сможет получить любое заинтересованное лицо и в которой будет содержаться вся имеющаяся информация по запрашиваемому объекту недвижимого имущества. Срок выдачи выписки из ЕГРН составит три рабочих дня, с даты получения регистрирующим органом запроса о предоставлении сведений.

В ФЗ № 218 прямо закреплено право лиц, обращаться в любое подразделение регистрирующего органа либо МФЦ, независимо от места нахождения объекта недвижимости. Таким образом, собственники недвижимого имущества смогут сократить свои расходы, связанные с управлением и распоряжением таким имуществом.

Напоследок хотелось бы отметить расширение межведомственного взаимодействия, согласно которому регистрирующий орган будет не вправе требовать от заявителя-юридического лица предоставления учредительных документов, а должен будет запрашивать их самостоятельно.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что в целом ФЗ № 218 должен упростить процедуру регистрации, а как это будет реализовано на практике, мы сможем увидеть после вступления его в законную силу.

Нужна консультация по теме?