IPT Group
05.10.2016

Обзор изменения законодательства. Сентябрь 2016


Евгений Мальцев
Обзор изменений законодательства за сентябрь 2016 года. Комментарии эксперта
Нужна консультация по теме?

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2016 г.)


Государственные закупки будут проводится по единым требованиям, предъявляемым к участникам закупок по Закону о контрактной системе. Высшим судебным органом даны разъяснения по применению одного из единых требований, предъявляемых к участникам закупок по Закону о контрактной системе.


Речь идет о таком требовании, как отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.


На основе примеров конкретных материалов дел проиллюстрированы в т. ч. следующие выводы.


Декларация о соответствии участника закупки такому требованию обязательна независимо от того, имеется или нет упомянутый конфликт. Причем она должна быть совершена в письменной форме с учетом норм ГК РФ о письменной форме договора.


Т. е. непредставление отдельного документа с соответствующей расшифровкой - не причина отказа в допуске к участию в аукционе. Например, участник может проставить отметку в соответствующей графе электронной документации и тем самым соблюсти письменную форму декларации.


Поясняется, что круг лиц, одновременное участие которых при закупках свидетельствует о конфликте интересов, определяется исходя из закона. Однако такой конфликт может иметь место не только в отношении руководителей, упомянутых в нормах, но и того должностного лица (в т. ч. заместителя), чьи полномочия являются тождественными по функциональным обязанностям и позволяют влиять на процедуру закупки и ее результат.


Участник закупки должен соответствовать этому требованию с даты подачи заявки и до дня выявления победителя.


Контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, ничтожен.


Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта, если после его заключения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованию об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем.



Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 1748-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации"

«Ночь длинных ковшей» - продолжение следует. КС РФ не усмотрел нарушений во введении внесудебного порядка сноса самостроя.

Конституционный суд не усмотрел противоречий базовым конституционным принципам в части возможности муниципальных органов принимать решения о сносе самовольных построек без обращения в суд.

Такое полномочие было предоставлено им поправками, принятыми к ГК РФ. До этого предусматривался лишь судебный порядок сноса подобных объектов.

В связи с чем КС РФ разъяснил следующее:

Данными положениями закреплены условия принятия указанных решений органами МСУ, что создает доп. гарантии информирования лица, осуществившего самовольную постройку. Оно ставится в известность о принятом решении и может прибегнуть к способу судебной защиты путем его оспаривания.

В любом случае предполагается, что снос не должен следовать незамедлительно за принятием решения о нем (чтобы имелась возможность его оспорить).

В нормах говорится о сносе объектов, расположенных лишь на определенных участках. Это обусловлено тем, что такие постройки ухудшают комфортную среду для проживания граждан, угрожают их жизни и здоровью, создают препятствия для функционирования объектов, представляющих повышенную опасность.

Наличие госрегистрации прав на постройку не исключает ее сноса в подобном порядке, также, как и ее возведение до вступления в силу оспариваемых поправок.

Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2016), утвержденный Президиумом ВС РФ 19.10.2016

Новый обзор практики Президиума ВС практики за III квартал 2016 года

Верховный суд обобщает выводы судебных коллегий, а также результаты рассмотрения дел Президиумом ВС РФ. Важные разъяснения касаются банкротства, банковской гарантии, исковой давности, порядка и условий начисления процентов и неустойки, одновременного взыскания неустойки и процентов .

Приказ Федеральной налоговой службы от 12 сентября 2016 г. N ММВ-7-14/481@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы"

С нового года отменят свидетельства о госрегистрации юрлиц и ИП.

С 1 января 2017 г. решено отказаться от использования бланков строгой отчетности - свидетельств при формировании налоговыми органами документов в связи с госрегистрацией юрлиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, учетом налогоплательщиков, аккредитацией филиалов, представительств иностранных юрлиц.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 сентября 2016 г. Регистрационный N 43854.

Положение Банка России от 22 сентября 2016 г. N 553-П "О порядке ведения Банком России реестра паевых инвестиционных фондов и предоставления выписок из него, о требованиях к отчету об объединении имущества паевых инвестиционных фондов, порядке и сроке его представления в Банк России"

О ведении реестра ПИФов и отчете об объединении их имущества. Банк России установил новый порядок ведения реестра ПИФов, предоставления выписок из него, а также требования к отчету об объединении имущества ПИФов, порядок и срок его представления в ЦБ РФ.

Реестр ведется Департаментом допуска на финансовый рынок в электронном виде с возможностью формирования документов, содержащих сведения из реестра, на бумажных носителях.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2016 г. Регистрационный № 43942.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда"

Минтруд России разработал типовое положение о системе управления охраной труда.

Разработано типовое положение о системе управления охраной труда (СУОТ). Цель – оказание содействия работодателям по созданию системы и ее функционированию. Установлена рекомендуемая структура и примерное содержание положения о СУОТ у конкретного работодателя.

Структура СУОТ у работодателей с численностью работников менее 15 человек может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.

Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, утверждаемое приказом работодателя с учетом мнения работников (представительного органа).

В указанном положении должны быть определены политика и цели работодателя в области охраны труда; обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя); процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда. Предусмотрены планирование процедур; контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур; планирование улучшений функционирования СУОТ. Рассмотрены вопросы реагирования на инциденты, аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 октября 2016 г. Регистрационный № 44037.

Информация Банка России от 28 октября 2016 г. "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10,00% годовых"

Ключевая ставка ЦБ РФ осталась на прежнем уровне.

Решено не менять ключевую ставку ЦБ РФ. Она сохранена на уровне 10% годовых. Напомним, что показатель был снижен с 16 сентября 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2016 г. N 1104 "О проведении в 2016 - 2018 годах эксперимента в целях обеспечения направления электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи"

Стартует эксперимент по направлению электронных документов для госрегистрации юрлиц и ИП и открытия им банковских счетов с использованием защищенной АС.

1 ноября 2016 г. по 1 января 2018 г. Правительство РФ запускает эксперимент по обеспечению направления электронных документов для госрегистрации юрлиц и ИП и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы.

Заявлено о создании автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи, сертификатов ключа проверки электронной подписи субъектов, выступающих в качестве заявителей при госрегистрации или открывающих банковский счет с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. Интернета.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ (вступил в силу 3 октября 2016 года)

У работодателей теперь всего 15 дней на выдачу сотрудникам зарплат за отработанный период

Со дня окончания периода, за который начислена зарплата, у работодателя есть не более 15 календарных дней на ее выплату. Как и ранее, оплачивать труд работников нужно не реже чем каждые полмесяца. Так, зарплату за вторую половину сентября сотрудники должны получить не позже 15 октября. Конкретные даты выплат указываются в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре. Правило применяется с 3 октября.

Постановление Правительства РФ от 27.09.2016 N 970 (вступает в силу 12 октября 2016 года)

До 1 ноября строительные СРО должны перевести компенсационные фонды в "правильный" банк

Правительство определилось с тем, какие российские банки будут вправе размещать средства компенсационных фондов строительных СРО. Еще летом было ясно, что это право сохранят избранные кредитные организации. С 12 октября правительственные критерии начали действовать.


Нужна консультация по теме?