IPT Group
02.08.2017

Штрафы по итогам налоговых проверок могут вырасти в два раза


Елена Чурсина
Заместитель руководителя налоговой практики
Штрафные санкции по итогам налоговых проверок могут существенно возрасти. Это следует из письма ФНС России от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@, которое появилось в открытых источниках и в частности в системе «Консультант плюс» 24 июля.
Нужна консультация по теме?
В письме содержатся «Методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) и «Методические рекомендации об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или полной уплаты сумм налога (сбора)».

Методические рекомендации согласованы со Следственным комитетом Российской Федерации и направлены по системе следственных органов (письмом от 03 июля 2017 г. № 242/3-32-2017). Таким образом, следственные и налоговые органы будут более тесно взаимодействовать при проведении мероприятий налогового контроля, а привлечение к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 40 % от сумм доначисленных налогов станет «сюрпризом» для многих налогоплательщиков.

Это не первый документ, выпущенный ФНС России по вопросу привлечения к ответственности за умышленную неуплату налогов. Например, в феврале 2015 г. в письме № ЕД-4-2/2294@ ФНС России указывала, что в случае выявления и документирования в материалах выездных налоговых проверок фактов совершения умышленной неуплаты/неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы необходимо привлекать налогоплательщиков к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 НК РФ, и применять штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

На что обратить внимание налогоплательщикам?


Для налогоплательщиков Методические рекомендации могут способствовать самостоятельной оценке рисков, связанных с соблюдением налогового законодательства, особенно при выборе контрагентов, заключении сделок и ведению финансово-хозяйственной деятельности.

На какие аргументы ФНС России, указанные в Письме, следует обратить особое внимание.

Во-первых, рекомендуем детально ознакомиться с вышеупомянутым документом, поскольку в нем содержится описание обстоятельств деятельности налогоплательщиков, которые могут свидетельствовать о наличии/отсутствия признаков умышленного совершения правонарушения, на основании которых налоговые органы будут готовить доказательственную базу.

Во-вторых, в Письме достаточно подробно изложены рекомендации нижестоящим налоговым органам по сбору доказательственной базы при обосновании совершения налогоплательщиком умышленных правонарушений и на то, что при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель/заместитель руководителя налогового органа может самостоятельно ужесточать меру ответственности за совершение налоговых правонарушений (переквалифицировать правонарушение с пункта 1 статьи 122 НК РФ – штраф 20 % на пункт 3 статьи 122 НК РФ – штраф 40 %).

Какое нарушение считать умышленным?


В качестве примера умышленного совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40% от неуплаченных сумм, ФНС России называет совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (например, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса, использование фирм-однодневок).

Непреднамеренная же арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога, признака виновности в совершении правонарушения не имеет. Вместе с тем, если к совершению правонарушения привела низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера организации, то такое правонарушение, по мнению ФНС России, может признаваться совершенным по неосторожности и влечет налоговую ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм.

В Методических рекомендациях говорится, что доказывание умысла состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, как прямо, так и косвенно указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Также приводится перечень возможных доказательств, примеры судебной практики, описывающей, как суды мотивируют вину.

Вниманию должностных лиц


Особое внимание ФНС России обращает на то, что в рамках проводимых мероприятий налогового контроля подлежит обязательному исследованию вопрос о конкретных должностных лицах организации, в результате действий которых совершено налоговое правонарушение (руководитель, главный бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий).

С этой целью в ходе налоговой проверки необходимо исследовать штатное расписание; приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации; договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии); доверенности; должностные инструкции; пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки. Алгоритм действий проверяющих лиц налоговых органов должен быть направлен на сбор сведений, описывающих какие именно действия/бездействие должностных лиц организации либо ее представителей обусловили совершение налогового правонарушения, подлежащих включению в акт налоговой проверки.

Рекомендации в помощь компаниям


Интересны и рекомендации ФНС России по вопросу использования налоговыми органами в акте проверки слов «недобросовестность налогоплательщика», «непроявление должной осмотрительности», «агрессивное налоговое планирование». Такая терминология, по мнению ФНС России, по своей сути представляет собой нейтральные по смыслу и эмоциональной «нагрузке» описательные выражения. Они не коррелируют с задачей доказывания умышленности и создают ложное представление о неосторожном или даже невиновном совершении налогового правонарушения.

И в третьих, Письмо позволяет налогоплательщикам самостоятельно учесть в работе при подписании договоров, соглашений и выборе контрагентов Методические рекомендации и содержащийся в них Перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников и руководителя организации, по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей. Вопросы, обозначенные ФНС России, помогут компании провести внутренний аудит процесса заключения сделок, выбора контрагентов и нивелировать претензии со стороны налоговых органов, связанные с недобросовестностью контрагентов.

Согласно исследованию, проведенному IPT Group в июне 2017 года, проблема недобросовестности контрагентов занимает одно из лидирующих мест в рейтинге аспектов, принимаемых во внимание налоговыми органами (См. «Осторожность и осмотрительность российского бизнеса: тенденции и факты»).

Нужна консультация по теме?