IPT Group
31.10.2016

Вторая «стрижка» российского бизнеса


Алексей Мозжухов
О внесении правительством Великобритании законопроекта «О криминальных финансах» в британский Парламент 13 октября 2016 г
Нужна консультация по теме?
В прессе и интернете появилось несколько едких комментариев, за которыми последовала гнетущая пауза.

Действительно ли беспокойное британское правительство мыслит коварство против наших доверчивых соотечественников? Либо это информационный повод, удачно сложившийся в медийную картину противостояния надменных англо-саксонских элит и встающей с колен России?

В связи с растущим количеством запросов со стороны трудящихся относительно судьбы своей недвижимости в г. Лондон, проясняем наше видение ситуации.

Вынуждены признать, что повод для беспокойства у наших сограждан имеется.

Согласно законопроекту владельцу имущества на территории Соединенного Королевства может быть направлен «запрос об имуществе неподтверждённого происхождения» (unexplained wealth order). По этому запросу владелец обязан раскрыть источники приобретения имущества.

Запрос направляет Высокий Суд (High Court), и запрос суда основан на ходатайстве правоохранительных органов.

Полномочиями по направлению ходатайства наделено пугающее количество британских правоохранительных органов, с отталкивающими для предпринимателя названиями:
- Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency);
- Королевская налогово-таможенная служба (Her Majesty's revenue and customs);
- Управление финансового надзора (Financial Conduct Authority);
- Директор Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (Director of Serious Fraud Office);
- Генеральный прокурор (Director of Public Prosecutions).

Случаи, в которых лицо может получить запрос от Высокого Суда запрос, являются вполне заурядными:
1) Стоимость имущества должна превышать £100 000;
2) Существует разумные основания полагать, что законный доход лица не позволяет приобрести имущество;
3) Существует разумные основания полагать, что лицо причастно к совершению тяжкого преступления либо оно является политически значимым лицом (PEP).

В случае если суд не удовлетворят объяснения лица, имущество считается «изымаемым имуществом» (recoverable property), и может быть по решению суда конфисковано.

Какие их этого следует сделать выводы?

Во-первых, нормы, позволяющие изымать незаконно приобретенное имущество в британском законодательстве существовали и ранее (см. the Proceeds of Crime Act 2002). Однако законопроект вводит механизм массового изъятия имущества. То есть существующей ранее процедуры конфискации было недостаточно, и сейчас потребовался конвейер. На фоне Brexit и ожидания бюджетного дефицита. Вот это тревожит. Во-вторых, порог стоимости имущества составляет £100 000, что позволяет начать процесс в отношении любого нашего соотечественника, наивно принявшего Англию за свою вторую родину. В-третьих, особую интригу придает упоминание политически значимых лиц, которые находятся под прицелом законопроекта, даже если они не обладают признаками противоправности. Толкование законопроекта в терминах телеологии приводит к тревожной догадке - а не являются ли российские PEP главной его целью?

В-четвертых, не стоит забывать, что судопроизводство в Высоком Суде является открытым. В результате судебного производства английской общественности могут открыться любопытные казусы «обычаев и обыкновений» российского бизнеса, которые приводят к стремительному обогащению некоторых его участников.

26 октября прошло второе слушание в Палате Общин (нижней палате британского Парламента). За ним последует слушания в верхней палате (Палате Лордов), и одобрение Ее Величеством. По всей вероятности, закон может быть принят уже к концу текущего года.

В результате, британский законопроект «О криминальных финансах» имеет все шансы стать вторым усекновением российских финансов после печальной стрижки депозитов, виртуозно проведенной европейцами на Кипре в марте 2013 г.

Нужна консультация по теме?