IPT Group
19.09.2016

Законом об оценочной деятельности на юридические лица возложена новая обязанность по раскрытию информации о своей деятельности.


Сараева Татьяна
С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
Нужна консультация по теме?
С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которые внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменение посвящено положению части 5 статьи 8 Федерального закона 135-ФЗ об обязательной публикации оценщиками отчетов об оценке в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это, давно вызывающее в оценочном сообществе споры и обсуждения, положение с вступлением в силу вносимых изменений из текста статьи 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности» исключено. Одновременно данная обязанность возложена на заказчика оценки. Добавлена статья 8.1, в соответствии с которой при проведении оценки объектов, в случаях, предусмотренных данной статьей, том числе установленных Федеральным законом № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным заказном № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральным законом 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», теперь заказчик оценки в целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки обязан включать информацию об отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее также – Реестр) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Для раскрытия заказчиком оценки информации установлен срок - десять рабочих дней с даты принятия отчета об оценке объекта оценки.

К сведению, согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона 391-ФЗ положения статей 8 и 8.1 Федерального закона 135-ФЗ применяются к оценке объекта оценки, отчет о которой был принят заказчиком оценки после 01 апреля 2016 года.

Ранее, до поправок, статьей 8 Федерального закона № 135-ФЗ предусматривалась обязанность оценщика раскрывать информацию об оценке только в случаях обязательности процедуры оценки, то есть когда оценка проводилась для сделок с объектами, принадлежащими РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Это и называлось открытостью процедуры оценки. На данный же момент вступившие в силу 01 июля 2016 года поправки налагают такую обязанность на заказчика оценки уже не только в случаях обязательного проведения оценки, а также в иных случаях, в том числе установленных Федеральными законами. Случаи проведения оценки имущества ПИФ установленой пунктом 4 статьи 37 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» 156-ФЗ: оценка недвижимого имущества и прав на недвижимое имущество и иного имущества, составляющего ПИФ, предусмотренного нормативными актами Банка России осуществляется при приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными актами Банка России. При этом, заказчиком проведения оценки выступает Управляющая компания ПИФ. Таким образом, при каждом проведении оценки имущества, составляющего активы ПИФ, Управляющая компания обязана публиковать информацию в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат включению следующая информация:

• дата составления и порядковый номер отчета об оценке объекта оценки,

• основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки,

• сведения об оценщике (фамилия, имя и (при наличии) отчество),

• идентифицирующие оценщика данные (страховой номер индивидуального лицевого счета оценщика в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии такого номера), • сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков,

• точное описание объекта оценки в соответствии с отчетом об оценке объекта оценки,

• дата определения стоимости объекта оценки

, • определенная оценщиком рыночная стоимость объекта оценки,

• информация об экспертном заключении на отчет об оценке объекта оценки (дата составления, порядковый номер, сведения об эксперте или экспертах (фамилия, имя и (при наличии) отчество), идентифицирующие эксперта данные (страховой номер индивидуального лицевого счета оценщика в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии такого номера), сведения о членстве эксперта или экспертов в саморегулируемой организации оценщиков, результаты экспертизы;

• в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

• иные сведения, предусмотренные федеральным законом или федеральными стандартами оценки.

Органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, является Министерство экономического развития РФ (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»). Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 утвержден Порядок формирования и ведения Реестра. Размещение сведений в Реестре платное. И не стоит пренебрегать исполнением новой обязанности, поскольку КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом

- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

С чего же начать и за что хвататься?

Для размещения сведений об оценке необходима регистрация на портале ЕФРСФДЮЛ: http://www.fedresurs.ru/Help. Пользователь Реестра допускается к информационному обмену с Реестром при наличии у него квалифицированного сертификата, выданного авторизованным удостоверяющим центром, и отвечающего требованиям, установленным Приложением № 1 к Регламенту применения электронной подписи в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также при соблюдении установленных технических требований. Таким образом, в первую очередь следует определиться с авторизованным удостоверяющим центром и обратиться с заявкой на создание квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи. Одновременно с организацией процесса размещения сведений будет полезным выстроить отношения оценщиком для оперативного и систематического обмена информацией, поскольку своевременное предоставление оценщиком всех необходимых сведений определит дальнейшее успешное исполнение установленной законом обязанности заказчиком.

Нужна консультация по теме?