IPT Group
24.01.2017

Пять наиболее значимых изменений в законодательстве о налогах и сборах в 2016


Дмитрий Мануйлов
Главный юрисконсульт по налоговому праву
2016 год был ознаменован рядом громких налоговых споров со значительными доначислениями, а также множествами законодательных инициатив, которые нашли отражение в Российском законодательстве о налогах и сборах и вступили в силу в конце 2016 и начале 2017 года.
Нужна консультация по теме?

Изменения в Налоговом кодексе РФ


Первое изменение основано на поправках, внесенных в подпункт 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, согласно которым с 30 ноября 2016 года налоговые органы могут взыскивать долги компаний по налогам с их зависимых физических лиц. До внесения данных изменений взыскать налоговую задолженность можно было только в отношении аффилированных с должником организаций. Правило о том, что аффилированность должен установить суд, не изменилось. Указанные изменения направлены на борьбу с недобросовестными действиями налогоплательщиков, направленными на уклонение от уплаты налогов путем передачи имущества компании, на которое может быть обращено взыскание в счет налоговых обязательств, физическим лицам, аффилированным с таким налогоплательщиком.

Увеличение лимита по объему дохода для плательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения


Ранее плательщики УСН утрачивали право применять этот спецрежим, если по итогам отчетного (налогового) периода их доходы оказались более 60 млн руб.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ указанный лимит в размере 60 млн руб. с 1 января 2017 года должен был составить 120 млн руб. Однако по предложению президента более поздним Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ лимит выручки для применения УСН увеличен со 120 млн до 150 млн руб. в год.

Очевидно, что указанное изменение значительно расширит круг налогоплательщиков, которые смогут применять спецрежим, а также позволит удержаться на УСН тем ИП и организациям, чьи годовые доходы не превысят 150 млн руб.

Перечнь контролируемых сделок, сделок по беспроцентным займам и поручительству


С 1 января 2017 года п. 4 ст. 105.14 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой из числа контролируемых сделок исключены сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, а также сделки по предоставлению поручительств (гарантий). При этом взаимозависимые лица должны быть зарегистрированы в России или иметь место проживания в нашей стране.

Иначе говоря, внутрироссийские беспроцентные займы, а также поручительства с 1 января 2017 года выведены из-под правил трансфертного ценообразования.

Исключение сделок по беспроцентным займам из числа контролируемых существенно упростит жизнь, в частности, дружественным компаниям (холдинговым, дочерне-зависимым и т. д.), которые оказывают друг другу финансовую помощь. Так, в отношении указанных сделок не нужно будет готовить уведомление о контролируемых сделках, документацию по трансфертному ценообразованию, а налоговые органы будут не вправе предъявлять претензии к налогообложению цены такой сделки.

Возврат администрирования страховых взносов к налоговым органам


С начала текущего года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов (за исключением взносов на «травматизм») перенесены в НК РФ. Он дополнен новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и новой главой 34 «Страховые взносы».

Данную поправку нельзя назвать для плательщиков взносов позитивной, поскольку она направлена на усиление фискального контроля. Предполагается, что администрирование страховых взносов в лице налоговых органов более эффективно, чем государственными внебюджетными фондами.

Следует напомнить, что до 2010 года полномочия по контролю за исчислением и уплатой взносов во внебюджетные фонды принадлежали налоговой службе.

Возврат полномочий по контролю за уплатой страховых взносов позволит сэкономить затраты государства, сократив число контролирующих лиц. В то же время в данном изменении есть положительный момент и для плательщиков взносов. Так, администрирование правильности и своевременности исчисления и уплаты страховых взносов налоговым органом в единственном числе должно снизить нагрузку на организации по той причине, что отчитываться, а также представлять документы в рамках проверки одному лицу менее затратно, нежели отчитываться перед несколькими администраторами обозначенных взносов.

Указанные изменения установлены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ.

Увеличение доли налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет


Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ внесены изменения в ст. 284 НК РФ, согласно которым с 1 января 2017 года налог на прибыль в федеральный бюджет организации обязаны платить по ставке 3%, а в бюджет субъектов – по ставке 17%. При этом общий уровень налоговой нагрузки не изменится (в настоящее время в федеральный бюджет зачисляется 2% облагаемой налогом прибыли, а в бюджет субъекта – 18%).

Инициатор указанного изменения – Правительство РФ – объяснило это тем, что перераспределение местных налогов необходимо для сокращения разрыва в уровне жизни между регионами. Говоря иначе, содержание бедных регионов.

Нужна консультация по теме?