IPT Group
28.08.2014

Комментарий адвоката С.А.Карпова о порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Нужна консультация по теме?
10 октября 2014 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», 15 октября 2014 он одобрен Советом Федерации, а 22 октября 2014 года подписан Президентом России.

В настоящее время уголовные дела о налоговых преступлениях могут быть возбуждены только по материалам налоговых органов, направляемых ими следователям в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Правоприменительная практика показала, что во многих случаях такой порядок существенно затрудняет использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий и негативно сказывается на эффективности раскрытия налоговых преступлений.

10 октября 2014 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», 15 октября 2014 он одобрен Советом Федерации, а 22 октября 2014 года подписан Президентом России.

Данный Федеральный закон отменяет ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, предусматривающую особый порядок возбуждения уголовных дел указанной категории, по которым поводом служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В связи с этим в статье 140 УПК РФ остались только общие для всех случаев поводы возбуждения уголовных дел, как то заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Данный Федеральный закон дополняет ст. 144 УПК РФ частями седьмой, восьмой и девятой, в соответствии с которыми следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в течение 3 суток направляет поступившие из органа дознания сообщения о налоговых преступлениях в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором стоит на учете налоговый плательщик.

По результатам рассмотрения этих материалов налоговый орган в срок не позднее 15 суток с момента их получения направляет следователю соответствующее заключение о наличии нарушения законодательства о налогах и сборах или об отсутствии сведений о таком нарушении либо информирует следователя, что решение по результатам налоговой проверки ещё не принято или не вступило в законную силу.

После получения такого заключения, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем принимается процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

При этом Федеральным законом предусматривается, что при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, уголовное дело может быть возбуждено следователем и до поступления из налогового органа указанных заключения или информации.

Данная ситуация теоретически не исключает того, что уже после возбуждения уголовного дела из налогового органа может поступить заключение об отсутствии признаков налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, в связи с чем, вероятно, должно быть принято решение о прекращении уголовного дела, либо, при недоверии предоставленному заключению, о назначении и проведении экономической экспертизы, опровергающей либо подтверждающей выводы налогового органа. В конечном итоге данная категория дел будет базироваться и опираться на налоговые и экономические заключения стороны обвинения и стороны защиты. (борьба экспертиз).

Помимо этого, буквальное толкование ч. 9 ст. 144 УПК РФ говорит о том, что стадия с направлением материалов проверки в налоговый орган в любом случае должна быть соблюдена, т.е. не может следователь возбудить уголовное дело, не направив материалы в налоговый орган для дачи заключения. Он может не дождаться ответа и возбудить дело, но в любом случае перед этим он должен отправить материалы в налоговый орган. Кроме того, из смысла ч. 7 ст. 144 УПК РФ вытекает, что поводом для возбуждения уголовного дела служит только сообщение о преступлениях, поступившие от органа дознания, а не иные, указанные в ст. 140 УПК РФ поводы, как то, явка с повинной, заявление о преступление и иные. Остальные поводы в таком случае будут лишь поводами для проведения проверки органом дознания, но не для возбуждения уголовного дела. Из этого можно сделать вывод, что возбуждению уголовного дела в любом случае должна предшествовать проверка информации о преступлении органом дознания, вероятнее всего сотрудниками БЭПиПК органов МВД РФ. Предполагается, что в ином случае, при получении информации из иных источников, т.е. иных поводов для принятия процессуального решения, следователь сначала должен поручить органу дознания провести проверку, по результатам которой он и принимает процессуальное решение.

Необходимо уточнить, что в ситуации, когда следователь имеет возможность возбудить уголовное дело, не дождавшись ответа из налогового органа, для этого также необходим повод и основание. Если под основанием понимаются достаточные для этого данные, то о каком еще поводе, кроме сообщения органа дознания идет речь не понятно. Ведь ранее на основании этого повода материалы должны быть отправлены в налоговый орган. Надо будет смотреть, по какому пути в данном случае пойдет правоприменительная практика. Как представляется, данная норма была направлена на то, чтобы необоснованно не затягивать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, когда налоговый орган по тем или иным причинам будет не в состоянии длительное время предоставить заключения следователю для принятия решения. Обязательным условием возбуждения уголовного дела является наличие крупного размера ущерба, которым согласно примечанию 1 к ст. 198 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

Для юридических лиц предусмотрены иные параметры определения размеров ущерба. Крупным размером в ст. 199 УК РФ, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Существенным обстоятельством, определяющим судьбу уголовного преследования является возможность для лица, впервые совершившего преступление, освобождения от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Следует обратить внимание на то, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198-199.1 УК РФ, относятся к подследственности Следственного комитета РФ. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, на момент подготовки настоящей справки документ еще опубликован не был.

Нужна консультация по теме?